Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее
Вернуться на главнуюЛайфхак

Риски от партнера

Развивая бизнес, крайне важно найти надежных партнеров. Ваш успех и доходы во многом зависят именно от них. Разберем на примерах, какие риски несут в себе недобросовестные поставщики, подрядчики и покупатели, как выявить их «на берегу» и что делать, если бизнес уже начал страдать от действий контрагентов.

Страсти по однодневке

Риски работы с фирмами-однодневками очевидны. Вы можете потерять деньги, например предоплату, которую, конечно же, попросит партнер-однодневка. Впоследствии вам придется еще искать другого поставщика/исполнителя, сдвигать сроки выполнения договора или работ. А если вы сами выполняете заказ от клиента и на однодневке «завязан» промежуточный бизнес-процесс, можете попасть на штраф и даже потерять заказчика как клиента в будущем.щем.

Выявить однодневку с помощью доступных сегодня информационных ресурсов не слишком сложно. Во-первых, запросите правоустанавливающие документы и изучите их. Во-вторых, попросите рекомендательные письма от других клиентов, посмотрите на историю выполненных заказов, поговорите с теми, кто воспользовался услугами этой компании. В-третьих, оцените возможность выполнения проекта/заказа/договора. Например, если вы хотите напечатать рекламную полиграфию, то у вашего исполнителя должно быть специальное типографское оборудование, помещение под него и т. д. Если вы что-то строите на заказ, то у строительной компании должна быть соответствующая техника и штат рабочих. В-четвертых, также можно проверить контрагента на наличие судебных разбирательств, налоговые и административные штрафы и т. д. В помощь вам СМИ, правовые системы «КонсультантПлюс», «ГарантПлюс», сайты судов, Федеральной службы судебных приставов и т. д.

Однодневки часто «прихватывают» деньги заказчиков, прикрываясь интернет-магазинами. Недавно подобный случай отследило УМВД по Ярославской области: к полицейским обратился потерпевший, заплативший мошенникам деньги за ноутбук, перечислив сумму по указанным на сайте реквизитам. Потерпевшим могла быть и компания, и предприниматель, покупавший компьютер для офисных нужд.

Елена Комарова

руководитель компании «Море клиентов»

Для проверки надежности контрагентов есть много вариантов. Один из них — интернет. Там, как правило, можно найти много информации о компании: регистрация компании, сайт, отзывы, отсутствие процедур банкротства и пр. Есть бесплатные и платные сервисы, которые помогают сделать это. В конце концов, можно навести справку о добропорядочности компании и на рынке.

Почти банкрот

Иногда компании-мошенники, находясь на стадии банкротства или ликвидации, заключают договоры с заказчиками, чтобы получить деньги вперед и заведомо не выполнить договор. Риски также очевидны — это и потеря денег, и срыв исполнения работ, обозначенных в договоре.

Выявить такую фирму в «предсмертном» состоянии помогут открытые источники, сайт ФНС, а также ресурсы, в которых публикуются сведения о требованиях кредиторов и проведении собраний кредиторов.

Такими историями часто «грешат» застройщики, продающие объекты «дольщикам», компании, берущие кредиты в банках (часто в сговоре с самими банками) без перспективы возврата долга и т. д.

Срыв сроков

К недобросовестным партнерам можно отнести поставщиков, срывающих сроки выполнения договоров, а также покупателей, несвоевременно вносящих деньги за приобретенный товар. Риски работы с подобными фирмами-исполнителями или заказчиками следующие: кассовые разрывы, срыв ваших сроков выполнения договоров, штрафы, потеря клиентов и репутации.

Так как недобросовестность по срокам не всегда является поводом для судебных разбирательств и штрафов, в данном случае выявление проблемного партнера происходит в основном по отзывам клиентов, знакомых, партнеров и т. д.

Мобильный интернет для бизнеса

Даже если вас подвел подрядчик, вы сможете самостоятельно добиться побед в бизнесе с новым пакетом инструментов от «Билайн» Бизнес — «Мобильное предприятие».

Подробнее

В правовых СМИ, например, описывался такой кейс. Фирма «Урман» (покупатель) заключила договор с сельскохозяйственным предприятием — колхозом «Октябрь». По условиям договора «Урман» приобрел 1 тыс. кубометров лесоматериалов, которые планировалось вывести с территории колхоза. Предоплата составила 1 млн рублей. Когда водитель приехал за деревом, на складе его не нашел. Фирма «Урман» направила в колхоз претензию, дабы исполнитель восполнил недостачу, но вместо этого колхоз вернул назад 1 млн рублей. Из-за срывов условий договора у фирмы «Урман» сорвались и другие сделки, бизнес понес убытки и был вынужден обратиться для взыскания денег в суд.

Николай Шестаков

партнер онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com

Вопрос выбора партнера по бизнесу настолько же сложен, как и вопрос выбора жены/мужа. Здесь нет и быть не может универсальных советов. Я бы дал лишь одно предостережение. Как и в вопросе выбора спутника жизни, на начальном этапе под воздействием эндорфинов мы находимся в розовых очках, чувствуем счастье и испытываем только позитивные эмоции. Это прекрасно. Но, чтобы обезопасить себя и свой бизнес от дальнейших конфликтов, надо проговорить с партнером (партнерами) все самые худшие варианты развития событий (например, желание одного из них выйти из бизнеса, образование долговых обязательств, требование докапитализации проекта и т. д.) и прописать для всех правила прекращения деловых отношений. Только договорившись «на берегу» и зафиксировав это письменно, можно быть уверенным, что как минимум в этих пунктах разногласий у вас не случится. Если мы говорим про выбор партнеров/клиентов/заказчиков/подрядчиков, то есть стандартный набор процедур, который должна проделывать любая финансово-юридическая служба компании. Особенно, если речь идет о постоплатной форме сотрудничества, когда вы рискуете оказать услугу/поставить товар и остаться без оплаты. Контрагента следует проверить по базам данных судов, ФНС, запросить документы о государственной регистрации, постановке на учет, устав. Очень часто дополнительную полезную информацию можно получить и при помощи обычного поиска по названию компании и/или ФИО ее ключевых персон. Разумеется, в интернете могут всякое написать, но, как показывает моя практика, дыма без огня не бывает, и относиться к контрагенту с подмоченной репутацией явно стоит осторожнее.

Бракованный товар

Помимо несвоевременной доставки продукции, материалов и т. д. недобросовестные партнеры могут подвести и с качеством выполнения заказа. В этом случае есть вероятность увеличения суммы договора/заказа, который выполняет партнер. Также, безусловно, затянутся и сроки. Поставщик может долго спорить, обсуждая качество. Например, качество сырья может не устроить вас, но, по мнению производителя, будет соответствовать всем критериям, обозначенным в договоре. Если договориться не удастся, вы попадете на судебное разбирательство и судебные издержки.

Помимо рыночного «опроса» о контрагенте-поставщике рекомендуем проверить, насколько корректно прописаны критерии качества, по которым будет проводиться их оценка, в заключаемом договоре.

Отсутствие лицензии

Бывает и такое, что компания ведет деятельность, не получив (не продлив) соответствующую лицензию (разрешение). Иногда такое случается по оплошности и никак не влияет на качество выполнения заказа, но все же вероятность того, что работа будет выполнена некачественно, высока. Кроме того, если вы выполняете государственный контракт или являетесь участником тендера, в котором есть требование о наличии лицензированного подрядчика/партнера и т. д., то вашу работу просто не примут, вы потеряете деньги, время, а также, как водится, репутацию.

Проверить наличие соответствующих лицензий просто — их можно запросить. Если их нет прямо сейчас, уточните причину. Вполне возможно, что старая лицензия закончила свое действие, а новая будет буквально через пару дней. Заключите тогда договор датой после ее получения. Также для некоторых видов деятельности наличие лицензии желательно, но не обязательно. В этом случае решать, работать ли с таким поставщиком/подрядчиком, исключительно вам.

Также может случиться, что организация теряет лицензию. Это в последнее время часто случается, например, с банками. Причины этого явления кроются в рисковой политике кредитования, несоблюдения требований регулятора, а также в целенаправленных мошенничествах со стороны финансовых организаций. А ведь все фирмы имеют счета в банках, на которых зачастую хранятся большие суммы денег. Как известно, при отзыве лицензий финансовые организации возвращают гарантированные суммы вкладов частным клиентам, но не юридическим лицам. Как показывает практика, не все средства, которые остались на счете в банке, можно вернуть, либо на возврат средств уходит очень много времени. В этом плане важно следить за ситуацией на рынке, новостями в СМИ, сообщениями регулятора на сайте www.cbr.ru и т. д.

Малые миллионы

Финансы для бизнеса

«Океаны» бизнеса

Инвестиции в эффективность

Плата за эмоции

В погоне за надежностьюс

Кадры в кризис: увольнять или нет

Машины vs люди