Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее

Дмитрий Ли

Директор по маркетингу бизнес-сегмента «Билайн»

Каким будет бизнес будущего: какие онлайн- и мобильные решения позволят развиваться малому бизнесу технологически, какие процессы вскоре отдадут на откуп машинам и роботам, а чем будут заниматься люди.

Расшифровка интервью

Что вы даете компании?

Как любой маркетолог, я надеюсь, что задаю правильные направления, которые помогают всей команде определить, куда нужно двигаться компании, как это правильно делать, что можно отложить, потому что это не важно, хотя, может быть, и очень хочется в моменте. Надеюсь, что мы, команда маркетинга, являемся консолидирующим звеном для всей бизнес-команды в определении того, что важно, а что не важно.

Получается, что будущее «Билайн» в ваших руках?

Не только в моих, будущее компании — в руках всей нашей замечательной команды.

Мобильный интернет в сегменте «Бизнес» — это дань моде или решение, которое помогает экономить и сделать бизнес эффективнее и рациональнее?

Мобильный интернет в бизнес-сегменте — это скорее необходимость, это то, что прежде, чем все остальное. Скажу банальную вещь, но жизнь людей и мир вообще становятся все более мобильными, интернет проникает во все сферы сейчас, и поэтому невозможно себе представить какой-то бизнес без интернета, в том числе мобильного. Если вдруг такой бизнес есть, наверное, ему нужно срочно что-то сделать, чтобы мобильный интернет в этой компании появился. Интернет везде. Если я хочу пообщаться со своими сотрудниками, я могу воспользоваться мессенджером, если мне нравится живое общение, я могу использовать видеосвязь, сейчас она вполне доступна где угодно, хоть в офисе, хоть в кафе, хоть на улице. Я могу получить файлы, обработать документы, загрузить их в «облако», где вся моя команда их может увидеть, даже если какие-то сотрудники находятся в других офисах, других регионах. Я говорю о себе, но в принципе я также имею в виду любого нашего клиента, любого предпринимателя.

Помимо того, что интернет — это необходимость для развития бизнеса, конечно, мы даем возможность и сэкономить. Мы предоставляем достаточно интересное, на мой взгляд, опционное предложение на оборудование, будь то роутеры, модемы или мобильные телефоны, смартфоны. У «Билайн» всегда можно получить конкретную услугу дешевле, интереснее, быстрее, чем у наших конкурентов.

«Билайн» — это высокотехнологичная компания. Но в малом бизнесе есть те, кто до сих пор не освоил онлайн-технологии. Нужно ли им делать это для будущего? Или же есть такие виды бизнеса, которым это не важно?

Возможно, у меня немного деформировано сознание, учитывая тот факт, что я работаю в высокотехнологичной компании, но у меня есть ощущение, что бизнесов без онлайна не осталось. Просто для кого-то это происходит в большей, для кого-то в меньшей степени. Даже фермер или торговец на рынке овощей задумывается, я уверен, о том, как бы наладить продвижение своей продукции в интернете. Он думает, например, как выделиться из толпы таких же людей, которые сидят на рынке и продают помидоры. Пока освоение онлайн-канала происходит так, что он фотографирует помидоры и выкладывает их в «Инстаграм», через это продает часть продукции. Тем не менее, 90% бизнесов так или иначе сталкиваются с онлайном и поэтому нуждаются в определенной интернет-поддержке. Проблема малого предпринимателя заключается не в том, что у него инструментов нет. Инструментов масса, и бизнесмен должен по сути пользоваться десятью разными сервисами, приложениями на компьютере, в смартфоне, в планшете. Сегодня мы сталкиваемся с такой тенденцией, что современному предпринимателю некогда даже работать. Он постоянно занимается разными новыми историями, которые его увлекают и отнимают время от стратегических бизнес-задач. Мы видим одной из наших основных целей, даже нашей миссией — создавать комплексные продукты, которые помогли бы предпринимателю не тратить время на изучение сложных вещей, а облегчили бы жизнь и были бы просты в использовании — предприниматель просто мог бы купить «коробку» у нас, открыть ее и начать пользоваться. У нас есть такие продукты, и мы будем продолжать их запускать.

Первым большим шагом в этом направлении стала платформа «Мобильное предприятие», которая дает предпринимателю различные услуги, например, продажи на входящих звонках, систему управления продажами, CRM «лайт»-формата, аналитику рекламы, мессенджер для бизнеса, разумеется. Но это только первый заход, первая ласточка. Во-первых, мы будем расширять функционал продукта. Во-вторых, будем разрабатывать и внедрять еще ряд продуктов для компаний, которые не занимаются продажами на входящих звонках, работают в других сферах. До конца года «Билайн» порадует предпринимателей еще пару раз комплексными решениями.

В ближайшие пять лет снабдите ли вы интернет-инструментами эти 10% бизнеса, которые сейчас не сталкиваются с онлайн-технологиями?

10% малых бизнесов, которые пока не онлайн, конечно, мы хотим обеспечить технологиями. Им точно нужно начать пользоваться онлайном. Но гораздо более глобальной задачей являются как раз те 90%, которые уже в онлайне, пользуются интернетом, но не в полную меру, дорого или неудобно, не так, как надо.

Мы видим своей задачей обеспечить их правильными инструментами. Возможно, в партнерстве с другими компаниями, потому что, не думаю, что мы сможем 100% потребностей клиента закрывать самостоятельно. У нас есть масса партнеров, и постоянно появляются новые, с помощью которых мы можем эти 100% потребностей удовлетворить, помогая бизнесменам зарабатывать больше денег и при этом легче и комфортнее работать.

Появление онлайна в бизнесе может ли привести в будущем к минимизации человеческого ресурса?

Все эти технологии, конечно, помогают человеку меньше заниматься рутинными операциями. Помню, еще в детстве я читал фантастов, которые предсказывали, что автоматизация будет достигать все больших и больших масштабов, и людям вообще не надо будет работать, машины сами будут между собой общаться. Сегодня технологии интернета вещей и Machine Learning повсеместно развиваются. Для нас как высокотехнологичной компании это не пустой звук. Сейчас период экспериментов, но уже скоро будут промышленные решения. Сегодня технологии уже позволяют холодильнику взаимодействовать с микроволновкой, для бизнеса со временем это будет не менее важно, и бизнес-устройства начнут общаться между собой, а мы обеспечим необходимые решения для компаний. В то же время я не верю, что люди исчезнут из бизнеса совсем. Они просто начнут заниматься другими вещами, может быть, более интеллектуальными, более творческими, оставив на откуп машинам рутинные операции и технические вопросы, которые не требуют креативности и самоотдачи. Новые технологии позволят нам общаться больше: машины будут помогать делать бизнес, а мы теснее и плодотворнее — коммуницировать друг с другом.

Некоторые компании внедряют машинное обучение сотрудников или хотят это сделать. Как вы к этому относитесь? Есть ли что-то подобное в «Билайн»?

Такая тенденция есть. Мы пока до того, чтобы машины целиком обучали сотрудников, не доросли. Мы используем электронные курсы, проводим вэбинары. Но, исходя из моего опыта, человеку важно учиться у другого человека — возможно, не машины, а люди не готовы к автоматизации этого процесса. Человек эмоционально face-to-face доносит информацию, поясняет на примерах, от человека исходит энергия, и это имеет гораздо больший эффект. Недавно мы запустили новый продукт «Мобильное предприятие», и мы проводили обучение и в реале, и удаленное — в формате вэбинара. Во втором случае информация усваивается гораздо хуже. При машинном обучении люди отвлекаются от процесса, у них нет прямого контакта, поэтому они пытаются делать какую-то параллельную работу с учебой, выполнять какой-то еще процесс. А когда люди оказываются в одной аудитории, идет интерактив, они задают вопросы, и им дают конкретные ответы, получается совсем другой результат. Так что я считаю, что живое обучение лучше и эффективнее. В то же время для оптимизации затрат можно вывести обучение в дистанционные каналы. Еще машинное обучение хорошо работает для проверки знаний, тестирования, где участие живого человека необязательно.

Как вы считаете, какие виды бизнеса наиболее перспективны сегодня? На что делать ставку?

Любые виды бизнеса надо развивать, вопрос — как их развивать. Понято, что мир становится все более цифровым, и бизнес диджитализируется, но, на мой взгляд, это не значит, что надо срочно придумывать какой-то цифровой бизнес и открывать его. Например, продажа в интернете облачных хранилищ — сейчас тренд, на гребне волны, но завтра неизвестно, что за новые технологии появятся, что будет со спросом на эти хранилища. Думаю, важнее в обычных, привычных, нужных отраслях, например продукты питания, развивать цифровизацию. Просто чтобы делать эту отрасль эффективнее. Как итог — продукция таких компаний станет доступнее, дешевле и качественнее, и в этом я вижу важную миссию современных бизнесменов.

Какие еще технологические тренды действуют сейчас и в перспективе на ближайшие 5 лет?

Тренды по новым технологиям я бы разделил на две части. Есть технологии «на гребне волны», у которых еще нет практического применения или оно очень эпизодическое (например интернет вещей). Мы его используем, даже продаем такие продукты, но пока это не массовое решение. Есть новые технологии, уровень использования которых пока не столь высок, но они уже существуют достаточно давно. Яркий пример — услуга мониторинга, который позволяет определять местоположение сотрудников, автомобилей из автопарка, курьеров, чего и кого угодно. Услуга недорогая, и она доступна уже несколько лет, в том числе компаниям из сферы малого бизнеса. И она закрывает массу потребностей. Но, к сожалению, ею далеко не все пользуются, да и не все знают. Кто-то относится скептически, кто-то думает, что это дорого. Постепенно мы с нашими коллегами «обучаем» рынок, рассказываем предпринимателям о возможностях решения мониторинга. В результате проникновение этих услуг растет.

Или, скажем, тот же мобильный интернет. Да, казалось бы, большинство людей и бизнесов им уже пользуются, но не все пользуются правильно. Для многих мобильный интернет остается чем-то вроде развлечения — посмотреть ролик на Youtube, поболтать в мессенджере, но люди мало пользуются этим сервисом для целей бизнеса. В то же время даже мессенджеры дают массу деловых возможностей, например, с точки зрения оперативности (на сообщение в Whatsapp ответ вы получите через 30 секунд, а на письма люди отвечают дольше). Мессенджер — самое оперативное средство коммуникации между людьми, но используют его в рабочих целях далеко не все. Таким образом, технологии могут развиваться именно за счет уже существующих решений, но которые применяются не полностью или не в тех целях.

Как вы доносите информацию об онлайн- и мобильных сервисах до начинающих бизнесменов? К примеру, я могу завтра открыть бургерную на Арбате, но про облачную АТС я ничего не знаю. Где мне об этом узнать?

Проще всего обо всем, конечно, узнать в интернете. В свою очередь, мы как компания стараемся говорить не только о том, сколько стоит та или иная услуга, а еще и о том, какие потребности она соответственно закрывает, какие проблемы может решить, очень много сейчас уделяем внимания продвижению в digital-среде в разных видах. Я говорю не о прямой рекламе, мы видим своей миссией обучение предпринимательского сообщества.

Хотя немного рекламироваться мы стали, в том числе по телевизору, рассказываем о наших услугах. У нас достаточно много консультантов, продавцов, которые тоже готовы всегда рассказать, причем можно поговорить с ними в офисах, а можно всегда заказать их консультацию по телефону или в интернете, оставив заявку на любом из наших сайтов или на посадочных страницах.

А если человек еще не ваш клиент?

Тогда мы попробуем до него дотянуться новыми способами, экспериментируем с новыми формами — и цифровыми, и оффлайн. В части оффлайна мы развиваем продукты в наших магазинах, в офисах продаж. При этом мы не пытаемся выставить туда все 100 наших замечательных продуктов для бизнеса, мы фокусируемся на самых актуальных, самых передовых, на той же облачной АТС, на мобильном интернете, на Wi-Fi. Также я уверен, что любой предприниматель, который озабочен повышением эффективности своего бизнеса, обязательно узнает о современных решениях связи.

Что бы вы посоветовали начинающих предпринимателям?

Заниматься бизнесом — это важно, помимо заработка денег это же еще и социальная миссия, дополнительные рабочие места, повышение благосостояния всей страны, поэтому нужно осознанно это делать и использовать передовые и эффективные инструменты для развития бизнеса. Иначе, к сожалению, для предпринимателя это все может закончиться крахом. И моя рекомендация, конечно, — вступать в диалог с нами, технологичными компаниями, которые пытаются создавать новые инструменты для бизнеса, доносить нам свои пожелания и требования. Мой совет — не бояться и учиться, постоянно совершенствоваться, оптимизировать инструменты, которыми предприниматель пользуется для развития своего бизнеса. А косность и консерватизм лучше оставить где-то за бортом. Используйте самые передовые решения, в том числе от компании «Билайн», и мы всегда будем рады бизнесу в этом помочь.

Кирилл Поряднев

Генеральный директор «Результат Плюс»

Самое важное конкурентное преимущество современного бизнеса — технологичность, а самый ценный ресурс — время. Неумение же пользоваться современными решениями и экономить время рано или поздно приведет к проигрышу.

Расшифровка интервью

Почему вы решили стать предпринимателем?

Я очень самостоятельный человек и уже давно занимаюсь юридическим бизнесом. С 90-х годов. И я даже не могу ответить, почему я стал предпринимателем… Наверное, потому, что я очень сложно воспринимаю руководство над собой.

С чего все началось в текущем бизнесе? Как родилась идея?

Все началось с того, что я по-другому начал организовывать работу с людьми, чтобы они не погрязали в юридических вопросах, а находили у нас решение.
Важную роль в этом сыграло мое видение бизнеса и несовпадение этого видения, взглядов с теми партнерами, что у меня были на тот момент. Я увидел бизнес по-другому, именно так, и это был новый проект. Наша компания занимается тем, что нужно человеку, а не тем, что, как мы считаем, нужно делать нам. Человек приходит к нам с вопросом, и мы этот вопрос решаем, двигаемся, добиваемся результата. Поэтому и такое название!

Первая моя компания, кстати, имела в своем названии слово «консалтинг». Сейчас таких наименований много, и мы идем своим путем.

Что для вас значит бизнес-партнер?

Бизнес-партнеры — это те, кто помогает. Раньше я считал, что это люди, которые со мной рядом. Теперь, когда современные технологии изменили коммуникации, мои партнеры могут находиться за много километров от меня. Я их не вижу каждый день, и в принципе есть люди, которых лично я никогда не видел. Но я их считаю своими бизнес-партнерами, потому что они помогают мне решать те вопросы, которые у меня возникают в бизнесе.

Насколько важны в бизнесе люди?

Наш бизнес построен только на отношениях с людьми, только на человеческом факторе. На самом деле юрист — это очень коммуникативная профессия. Мы не можем работать без вопросов, с которыми к нам приходят клиенты. Мы не создаем продукт, чтобы сложить его на склад. Наш бизнес — это решение вопроса, с которым к нам пришел человек или компания. С этого все и начинается.

Как привлечь клиента?

Сложный вопрос. Наверное, привлечь клиента можно открытостью, общением, взаимодействием, моментом хороших отношений, хотя они не всегда бывают добрые. В рамках общения, решения проблем, с которыми к нам обращаются, в этом и есть наш успех.

Чтобы привлечь клиента, по сути нужно просто хорошо делать свое дело. Если ты хочешь быть человеком, который добивается чего-то в бизнесе, выполнять те задачи, которые ты перед собой ставишь, это и есть твой успех. Только ты для этого должен помогать клиентам решать их вопросы. Если ты это делаешь ответственно, выполняешь то, что от тебя ждут, ты привлекаешь клиента.

Какие актуальные задачи вы ставите перед собой сегодня?

Их очень много. Задачи, которые я вижу перед собой, — наладить общение между моей компанией и клиентами. Мы должны понимать, что от нас хотят, и делать то, что от нас ждут. Общение между сотрудниками в компании — также очень важно. Мы хотим стать успешной компанией, достичь какого-то довольно высокого уровня. Мы хотим, чтобы наши возможности были на рынке востребованы.

В чем секрет бизнес-успеха?

Секрет успеха в бизнесе — то, что является секретом и для меня. Наверное, это и вера в себя самого. Если ты веришь в то, что ты делаешь, если ты стремишься делать это лучше, ты добьешься успеха и станешь тем, кем хочешь быть.

Кто сегодня выигрывает и почему?

При равных возможностях выигрывают сегодня те, кто более технологичен. Как это ни странно звучит, уходят в прошлое времена спокойной работы. И даже мы в своей профессии, которой уже многие сотни лет, используем в своей работе многие современные технологии. Многие юристы из-за того и проигрывают, что не могут овладеть новыми технологиями. Да, профессия консервативная. Но мы стараемся внедрять вещи, которые позволяют экономить временной ресурс компании, это и является основой успеха сегодня.

На чем нужно экономить и на чем, напротив, нельзя?

Экономить нельзя ни на чем. Надо планово расходовать свои ресурсы. Если мы говорим об успехе бизнеса, то главный наш ресурс — это время. Если ты можешь что-то сделать за 5 минут, ты всегда будешь лучше, чем те, кто сделает это за час. И в этой ситуации можно экономить на всем, кроме внедрения новых технологий, оборудования, ИТ-решений. Нужно быть в струе, в движении, в понимании трендов. Не всегда ты это понимаешь и успеваешь делать. И надо много изучать, даже то, что не относится к профессии, а больше относится к общим вопросам бизнеса. Резюмируя, можно сказать, что нельзя экономить на новых возможностях для бизнеса.

Расскажите о новых решениях, которые вы внедрили в бизнесе?

Мы стараемся использовать всегда что-то новое. Постоянно что-то внедряем. Я неплохо разбираюсь в ПО, CRM. И мы стараемся внедрять коммуникационную линейку, которая позволяет нам обеспечить взаимодействие от начала и до конца, сквозной продукт на базе нескольких решений, начиная от входящего звонка нашего клиента и заканчивая результатом. Одним из таких решений является облачная АТС от «Билайн» Бизнес.

Скажу так, что я долго в это не верил, но, когда столкнулся с ПО, стал понимать, что облачная АТС — это некий переход к CRM. Потому что мы воспринимаем общение не с точки зрения какого-то контакта, а с точки зрения какой-то информации, которая дает толчок для развития отношений с клиентами. В этом плане облачная АТС очень удобна, нет привязки к офису. Мы можем обеспечивать коммуникации дистанционно далеко друг от друга, где бы наш клиент ни находился. Облачная АТС постоянно совершенствуется. Для нас это и база общения между сотрудниками, и база общения с клиентами, и инструмент получения информации, которую мы используем в нашей работе. Выбор провайдера облачной АТС был сложным, и главным фактором для нас была надежность мобильного оператора и то, насколько он будет инвестировать в развитие продукта. Что еще меня приятно поразило — меня слышат, учитывают все мои пожелания. И все трудности, которые возникают, решаются совместно с «Билайн».

Бизнес
от первого лица
Правила
предпринимателя

Александр Попов

Директор EasyFinance.ru

Смотреть

Константин Церазов

Член правления,руководитель инвестиционного блока банка «ФК Открытие»,член совета директоров «Открытия Капитал»

Смотреть

Максим Фельдман

Руководитель направления по работе с клиентами Московской школы управления СКОЛКОВО

Смотреть

Александр Волощук

Генеральный директор сервиса Dr.Tariffи студии разработки QStudio.org

Смотреть

Алексей Авдей

Директор по продукту ЦИАН

Смотреть

Сергей Панов

Сооснователь и генеральный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Смотреть

Михаил Жуков

Генеральный директор HeadHunter

Смотреть

Сергей Таболин

Руководитель по сегментному маркетингу «Билайн» Бизнес

Смотреть

Павел Чаплинский

Основатель BOX&ROSES

Смотреть

Дмитрий Шлопак

Управляющий партнер «Везендорф групп»

Смотреть

Андрей Замай

Генеральный директор компании «Первая Интеллектуальная Реклама»

Смотреть

Игорь Ласьков

Генеральный директор ООО «Стройкомфорт»

Смотреть

Илья Смирнов

IT-директор компании «Ай Ти Ви групп»

Смотреть

Ольга Шеламова

Совладелец компании «Олимп»

Смотреть

Андрей Сильчев

Директор по развитию IT Partner

Смотреть

Дмитрий Шкловер

Основатель интернет-магазина 613bricks.ru

Смотреть