Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее

Алексей Авдей

Директор по продукту ЦИАН

Когда нужен офис, а когда в нем нет необходимости, как можно сэкономить на аренде недвижимости, для каких бизнесов важна офисная атмосфера, а для каких это излишество.

Расшифровка интервью

Как обстоит сегодня ситуация с коммерческой недвижимостью по сравнению с прошлым годом?

По нашему мнению, ситуация улучшается, ставки на аренду офисов растут, и это связано с тем, что мы уже оттолкнулись от дна, кризис сбавляет обороты. Поэтому, если сейчас стоит задача снять офис, то не стоит ждать, когда недвижимость подешевеет, можно уже искать подходящие варианты.

Изменяются как-то последние 3–5 лет запросы бизнесменов, которые ищут офисы?

Запросы бизнесменов на объекты недвижимости зависят от рода их деятельности. Если мы говорим про офисы, то это конкретные задачи, связанные с документооборотом, встречи с клиентами — эти составляющие бизнеса в целом не меняются. Несколько меняется отношение к тому, что должно быть в офисе, к комфорту, удобству, потому что в ряде компаний высокая конкуренция за кадры. Например, не хватает программистов, и соискатель приходит и смотрит на офис, на то, где он находится, на уровень комфорта. В целом требования точно такие же, как пять лет назад, меняются лишь нюансы и акценты.

Теперь важна не только близость к метро, но и уровень комфорта?

В тех отраслях, где высокая конкуренция за сотрудников, действительно очень важно, насколько комфортен офис, насколько он близок к метро, есть ли там все необходимое для «жизни» сотрудников: места для отдыха, кафе и т. д. В остальных отраслях предприниматель сам решает, будет он платить за эти удобства или нет.

Скажите, что сейчас предпочитают — open space или кабинетные офисы? Какие тенденции сейчас вы бы отметили?

Open space — очень интересная история. Была мода на такой формат офисов. Но сейчас она немножко утихает, и все предприниматели начинают думать об офисах с точки зрения эффективности. Для некоторых сотрудников открытое пространство тяжело для продуктивной работы, потому что в нем нельзя сосредоточиться, нельзя спокойно работать. Там же, где много творческой работы и креатива, open space подойдет. Например, модный сейчас agile-подход в бизнесе как раз проповедует open space, чтобы люди сидели командами и достигали вместе результатов и выполнения задач. Поэтому тенденции зависят от бизнеса и стиля управления.

А какие еще моменты учитывают бизнесмены при поиске офиса?

В первую очередь предприниматель смотрит на ставку — сколько это будет стоить, причем не в момент въезда, а сколько это будет стоить через год и больше. Всегда есть дополнительные, постоянные и переменные затраты, поэтому цена это самое главное. Дальше предприниматель смотрит на локацию — насколько далеко офис находится от транспортных развязок и узлов. Если сотрудники тратят много времени на то, чтобы доехать до работы, это не очень хорошо. Предприниматели смотрят на близость к метро, но не всем нужна прямо минутная доступность, все-таки в подобных бизнес-центрах ставка аренды выше. Оптимально снять офис в 15 минутах от метро. Также смотрят, насколько офис далек от центра города. Чем дальше он располагается, тем сложнее туда добираться, например, если все сотрудники работают в разных районах Москвы. Бизнесмены стремятся найти «золотую середину», исходя из своих потребностей и возможностей. Дальше уже в счет идут нюансы — парковка, наличие кафе… Как правило, кафе есть практически везде, так что это небольшое преимущество. Если в компании много работников творческих профессий или ИТ-специалистов, предприниматели стараются предусмотреть, чтобы в офисе были «лаундж»-зоны, кофе-пойнты и другие создающие атмосферу мелочи.

Есть такой тренд — уход в удаленные офисы. Как-то он повлиял на ваш бизнес и на рынок b2b-недвижимости?

Когда я два года назад пришел в ЦИАН, то был поражен, сколько сотрудников работает удаленно. На предыдущем месте работы, в «Яндексе», лично в моем подразделении сотрудников, работающих удаленно, было не так много. В ЦИАН же большой процент на «удаленке», плюс часть работы отдается на аутсорсинг. Действительно, последние тенденции показывают, что, если определенный фронт работ можно вывести на аутсорсинг, это надо делать, потому что это дешевле, — предприниматель не платит налоги, не организует рабочее пространство. Здесь нужно идти от бизнес-цели: если цель — быть конкурентоспособной компанией, чтобы твой продукт был дешевле, чем у других, то удаленный офис поможет заметно сэкономить.

А как кто повлияло на спрос на недвижимость? Вы видите какие-то изменения?

Если говорить о спросе на недвижимость, то глобально по рынку не такой большой процент людей пока работают удаленно. Однако я читал, что компания «Билайн», действительно крупный арендатор, весомую часть сотрудников переводит на «удаленку», и если этот тренд продолжится, то, конечно, мы увидим изменения по спросу.

А если компания переходит в статус крупного игрока и ее сотрудники практически всегда работали на «удаленке», нужно ли им арендовать офис для поддержания статуса?

Всегда нужно идти от цели, понимать, зачем тебе офис. Если офис крупному игроку необходим, например, для более эффективной работы творческой команды или стоит задача постоянных встреч с клиентами, то об офисе, безусловно, можно задуматься. Но если до этого офис был не нужен, непонятно, зачем он, ради «галочки» не стоит его арендовать. Это просто дополнительные расходы.

А статус? В России это же важно.

Встречают по одежке, а провожают по уму, поэтому опять же цель — понять, с какими клиентами ты работаешь, насколько для целевых клиентов статус важен. Например, у меня есть знакомый предприниматель, который снимает офис в центре Москвы, прямо на Никольской улице, потому что он понимает, что работает с теми клиентами, для которых очень важен статус. А для такой компании, как ЦИАН, которая не работает напрямую с клиентами, то есть у нас не так много встреч, и все в онлайн, можно снимать офис на метро «Электрозаводская», можно и на «Алтуфьево» переехать, локация не определяет успех бизнеса для нас.

Наличие офиса влияет на имидж компании?

Смотря в какой сфере. ИТ-стартапам или компаниям, занимающимся разработкой мобильных приложений, вряд ли нужен офис. Офис — это возможность для предпринимателей более эффективно построить процессы работы. Если же предприниматель все процессы может построить без офиса, зачем тратить деньги на аренду?

Это ваше личное мнение или реальное положение вещей?

Простой пример: у меня жена — предприниматель. Каждые полгода она порывается снять офис недалеко от дома, причем офис в центре класса «А». Я задаю ей вопрос: зачем? Нет постоянного потока денег, зато есть постоянные расходы… И так у многих предпринимателей. Аренда офиса нужна тогда, когда есть постоянный поток и ты понимаешь, как офис может повысить обороты.

А как же корпоративный дух, который достигается только в физических офисах, а не в онлайне?

Корпоративный дух — это необязательно, когда ты человека видишь, а когда ты вместе с ним достигаешь цели, когда вы вместе работаете на результат. Поэтому для совместной работы достаточно системы Slack или подобных решений, которые позволяют совместно продвигать бизнес вперед. Также никто не отменял офлайн-встречи, когда люди могут прилетать даже из разных уголков страны и встречаться. Понятно, что у нас сейчас очень маленький процент полностью удаленных компаний, но я знаю много стартапов, которые разбросаны по всей земле, и они вполне успешно удаленно работают.

Процент обращающихся в ЦИАН за офисной недвижимостью как изменяется сейчас — повышается, понижается?

И в прошлом, и в этом году показатель равен 8%. С одной стороны, не так много, но с другой — коммерческая недвижимость — узкий кейс, ниша, когда предприниматели хотят именно снять помещение. Наша аудитория за это время выросла на 40%, коммерческая недвижимость приросла на столько же. Спрос восстанавливается. Люди ищут больше недвижимости, не знаю, сколько из них именно малые предприниматели, но я вижу, как люди берут сначала офис на 40 квадратных метров, потом расширяются (бывает, что и уменьшают, наоборот).

Почему у нас такой маленький процент компаний, которые могут позволить себе удаленную работу?

Я думаю, что люди просто боятся отпустить контроль. С другой стороны, сотрудники еще не готовы работать дома, потому что они ждут, что им кто-то будет давать задания, будет с них спрашивать, они не готовы автономно работать на результат. Но новое поколение молодых людей, которые приходят к нам на собеседования, сразу задают вопрос: а можно ли работать удаленно или в офисе несколько дней в неделю? Поэтому новое поколение уже готово работать в таком формате, не тратить время на поездки, трудиться дома и отвечать за результат. Думаю, со временем и предприниматели начнут это понимать.

Как вы думаете, за этим будущее или нет?

За удаленной работой, безусловно, будущее, потому что, с одной стороны, есть такие потребности у сотрудников, с другой — уже есть все условия для этой работы: есть различные каналы связи, мессенджеры, сайты совместной работы, решения для бизнеса и т. д., и с третьей — труд уходит во многом от физического, все больше становится интеллектуальным. В принципе удаленная работа была всегда, можно вспомнить писателей, художников, они всегда работали удаленно, у них не было офисов. Поэтому, если у нас все больше будет творцов, удаленный формат работы будет набирать обороты.

На чем стараются экономить малые предприниматели, когда обращаются к вам с поиском коммерческой недвижимости?

В первую очередь бизнесмены стараются экономить на всех вещах, которые повышают арендную ставку. Та же близость к метро. Или класс офиса — если ресурсы ограничены, снимают «С»-помещения. Смотрят на ремонт, хотят найти офис с ремонтом или даже еще лучше с мебелью. Иногда просят арендные каникулы на какое-то время.

Это сейчас возможно?

Такая возможность есть, когда предприниматель и собственник помещения договариваются между собой и первый месяц аренда не платится. Это называется арендные каникулы.

Как быть, если офис нужен, а средств совсем мало? Каков ваш совет? Может быть, коворкинг?

Нужно понять, для чего нужен офис, какие процессы или совместные действия в нем предполагается осуществлять. Действительно, может помочь и коворкинг, и кафе.

Ведь некоторые компании снимают офис только для встреч и «планерок» с сотрудниками…

Если стоит задача встретиться с клиентом и что-то обсудить, помещение можно снять разово в тех же коворкингах. Или иметь какой-то небольшой тариф, например 5000 рублей в месяц, и легко приезжать и работать

Дайте совет начинающим предпринимателям.

Если у предпринимателя стоит задача снять офис, сначала задайте себе вопрос: зачем? Если вы не можете объяснить, не снимайте. Если сможете объяснить, снимайте, вам помогут в этом разные сервисы.

Илья Смирнов

IT-директор компании «Ай Ти Ви групп»

Формат удаленного офиса создает комфортные условия для работы сотрудников, служит дополнительной мотивацией, а также позволяет компании эффективнее управлять расходами.

Расшифровка интервью

С чего начался бизнес?

Все началось в 2004 году, когда 10 талантливых программистов собрались вместе и решили, что рынок аналоговых систем видеонаблюдения надо ломать. Мы сделали первую цифровую систему видеонаблюдения. С тех пор компания выросла до штата 500 человек, у нас есть порядка 50 офисов по всему миру, в России — 15.

Кто для вас бизнес-партнеры?

Наши партнеры — это наша ценность, это компании-интеграторы, которые устанавливают системы видеонаблюдения в офисы, коттеджи, дома. Насколько я знаю, в студии РБК тоже стоит система видеонаблюдения, установленная нашими партнерами.

Что для вас важно в работе?

Моя работа заключается в поддержке IT всех бизнес-процессов компании — от производства софта до его продажи. И в том числе поддержка партнеров. Поэтому в моей работе важно иметь поставщиков софта для обеспечения этой работы.

Насколько люди важны в вашей компании?

На сегодняшний момент, особенно в нашей отрасли IT, люди несомненно очень важны. Талантливые программисты сейчас на вес золота. Но в то же время IT-системы позволяют нивелировать этот фактор, уменьшить зависимость от людей.

Какие актуальные задачи для развития бизнеса вы сейчас ставите перед собой?

Передо мной стоят задачи мобильности и надежности всех IT-систем. Я должен сделать так, чтобы рабочее место программиста/продавца было максимально надежным, мобильным и доступным везде.

Как привлечь клиента?

Вопрос не совсем ко мне… Но, так как я вхожу во многие отрасли, в том числе в коммерческую, я знаю, что наш коммерческий департамент привлекает клиентов отовсюду: через сайт, с помощью рекламы на телевидении, на билбордах, через выставки. Мы стараемся это делать любыми способами. То есть наш коммерческий департамент не упускает ни одной возможности, чтобы привлечь клиента.

Кто сегодня выигрывает и почему?

По моему мнению, сегодня выигрывают быстрые компании. Те, кто оперативно реагирует на изменения внешней среды. Мы стараемся любые изменения внедрять как можно скорее и доводить их до продукта максимально быстро.

Как вы развиваете свой бизнес?

В данный момент развитие бизнеса у нас идет по двум направлениям. Первое — территориальная экспансия. Мы очень активно развиваемся по миру. 50 офисов, которые уже есть у нашей компании, это даже не конечная точка и не середина, это только начало пути. Мы хотим присутствовать в каждой стране мира. Второе — мы стараемся постоянно совершенствовать свой продукт. Наша система становится быстрее и лучше, обрастает новыми функциями.

На чем вы экономите?

Передо мной как перед IT-директором, естественно, стоит задача снизить издержки, в том числе на связь, коммуникации, рабочее место, и мы этого успешно достигаем с нашими партнерами — теми, кто предоставляет нам услуги связи, программное обеспечение и оборудование.

Мы стараемся все технологии, которые использовали ранее, переводить в облако, использовать облачные технологии. Это касается и офисных приложений, и связи, в том числе АТС. Важным для нас проектом стала виртуализация АТС в России с помощью услуг «Билайн Бизнес». Благодаря современным решениям нашего мобильного оператора мы имеем мобильный офис, и наша компания может гибко вести бизнес и управлять расходами и процессами.

Виртуальная АТС позволила нам решить огромное количество задач. Одной из них была, конечно же, экономия, а также широкая функциональность. Облачная АТС позволила нам практически мгновенно открывать офисы (мобильные), потому что не нужно прокладывать проводов, создавать офисную инфраструктуру. В итоге можно сказать, что данный проект позволил нам заметно снизить затраты на связь и телефонию (АТС), а также помог оперативно решить задачу быстрого открытия новых филиалов, новых точек продаж, то есть тиражирования и масштабирования бизнеса. Несомненным плюсом для нас стала неожиданная обратная связь от сотрудников. Дело в том, что вместе с приобретением виртуальной АТС компания стала оплачивать мобильную связь сотрудникам. А это было приятно многим.

Были какие-то сложные моменты при внедрении виртуальной АТС?

Конечно, при внедрении облачной АТС мы столкнулись с определенными трудностями. Продукт для нас новый, и, в частности, мы не знали, как связать АТС с другими решениями, которые уже используются у нас в компании, — например, с системой CRM, с системой внутреннего учета. Но благодаря нашему партнеру «Билайн Бизнес» нам удалось все эти проблемы достаточно быстро решить.

В частности, мобильный оператор помог с решением вопроса интеграции облачной АТС с существующими системами. Буквально за две недели мы получили готовое решение, «заточенное» под наш бизнес.

Еще одна трудность — организационная, техническая. Мы — компания со своим штатом юристов, и наш партнер — также большая компания. При внедрении облачной АТС возникла масса бумажной работы. Но опять же, несмотря на эту «волокиту», я считаю, что мы справились за рекордные сроки. АТС у нас была внедрена в 15 городах за три недели.

Что такое для вас удаленный офис?

Для нашей компании, как я уже говорил, очень важна мобильность сотрудников. Это подразумевает и удаленность от центрального офиса. Есть два типа очень важных для нас сотрудников. Во-первых, это разработчики. Не всегда, но часто они не любят ездить в офис и работать в жестком графике. Это неформальные люди. Так вот, виртуальная АТС помогла нам быть на связи с ними, но в то же время не заставлять их приходить ежедневно в скучный для них рутинный офис. Во-вторых, это менеджеры по продажам, мобильность которых нужно обеспечить, ведь, как говорит наш коммерческий директор, «волка ноги кормят». Они постоянно в пути, у партнеров, в разъездах, и возможность связаться с ними в любое время — это бесценно. Эту задачу мы также смогли успешно решить с помощью облачной АТС.

Бизнес
от первого лица
Правила
предпринимателя

Александр Попов

Директор EasyFinance.ru

Смотреть

Константин Церазов

Член правления,руководитель инвестиционного блока банка «ФК Открытие»,член совета директоров «Открытия Капитал»

Смотреть

Максим Фельдман

Руководитель направления по работе с клиентами Московской школы управления СКОЛКОВО

Смотреть

Александр Волощук

Генеральный директор сервиса Dr.Tariffи студии разработки QStudio.org

Смотреть

Сергей Панов

Сооснователь и генеральный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Смотреть

Михаил Жуков

Генеральный директор HeadHunter

Смотреть

Сергей Таболин

Руководитель операционного маркетинга «Билайн» Бизнес

Скоро

Дмитрий Ли

Директор по маркетингу бизнес-сегмента «Билайн»

Скоро

Павел Чаплинский

Основатель BOX&ROSES

Смотреть

Дмитрий Шлопак

Управляющий партнер «Везендорф групп»

Смотреть

Андрей Замай

Генеральный директор компании «Первая Интеллектуальная Реклама»

Смотреть

Игорь Ласьков

Генеральный директор ООО «Стройкомфорт»

Смотреть

Ольга Шеламова

Совладелец компании «Олимп»

Смотреть

Андрей Сильчев

Директор по развитию IT Partner

Смотреть

Дмитрий Шкловер

Основатель интернет-магазина 613bricks.ru

Скоро

Кирилл Поряднев

Генеральный директор «Результат Плюс»

Скоро