Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее

Александр Волощук

Генеральный директор сервиса Dr. Tariff и студии разработки QStudio.org

О том, как ИТ-решения позволяют снизить затраты на каждодневные процессы, не «раздувать» штат и повышать эффективность бизнеса.

Расшифровка интервью

Как появилась идея бизнеса? Как она выросла в довольно успешное дело?

Идея приложения Dr.Tariff у меня родилась, когда я еще был студентом. Я занимался организационной деятельностью и понял, что за одну неделю потратил 2 тысячи рублей на сотовую связь. Решил, что это слишком много за одну неделю, и пришел к выводу, что надо выбрать другой тариф. Раньше я уже менял оператора, и подбор необходимых опций и тарифа занял у меня пару часов, чтобы во всем разобраться, посмотреть услуги на сайте мобильного оператора. Тогда уже появлялись первые сервисные приложения, и я подумал, что было бы неплохо создать такое приложение, которое могло бы автоматически предлагать то, что нужно абоненту. Приложение, которое бы за меня выполняло работу, подбирая оптимальный тариф, опции, следило за моими расходами на связь. Ведь есть же такие сервисы, которые оценивают, на что тратится батарея смартфона...

Я стал думать, как это сделать, опыта разработки мобильных приложений у меня не было. Поэтому получился довольно долгий путь от самой идеи до ее воплощения в приложение. Сначала выступил в «Сколково» с презентацией моего продукта и нашел отклик у аудитории — три программиста подошли поговорить. С ними мы начали разрабатывать прототип. Все трое в итоге отказались от работы, пришлось искать новых исполнителей. Познакомился с человеком, который сделал для меня первую версию приложения. Потом и с ним начали происходить разные события — потерялся, попал в больницу, в общем, опять я оказался в ситуации, что у меня по сути нет продукта. Да и еще я потерял деньги.

Тогда я подошел к решению вопроса с другой стороны. Поехал в свой родной вуз (МФТИ), начал там общаться с разработчиками и за день нашел партнера, который со мной уже три года работает над Dr.Tariff.

Насколько ваше приложение востребовано, успешно и на кого оно рассчитано?

Так сложилось, что на разработку первой работающей версии у нас ушло три года. В первый месяц после запуска приложение скачали около 40 тысяч пользователей. Я тогда понял, что продукт востребован рынком и надо развивать проект дальше. На сегодняшний день Dr.Tariff — это порядка миллиона абонентов, и у нас есть версия как для физических лиц, так и для компаний. Для компаний мы в индивидуальном порядке подбираем оптимальные корпоративные тарифы.

Есть ли у вас цифры по экономии для компаний с помощью Dr.Tariff?

Если говорить про наш корпоративный клиентский сегмент, то средний штат — это около 200 сотрудников, и это экономия около 3 тысяч рублей в год на одного сотрудника. Соответственно средняя экономия — до 600 тысяч рублей в год для одной компании.

«Если говорить про российский бизнес в целом, то, мне кажется, что до кризисных времен было принято думать о том, как заработать, а о расходах никто особо не переживал. Сейчас тренд пошел в обратную сторону.»

Почему, на ваш взгляд, важно экономить в бизнесе? И экономили ли вы, создавая свой стартап?

У нас, как у любой начинающей компании, был очень ограниченный бюджет на старте, и мы экономили буквально на всем. Мы не арендовали офис, работали в квартире, которую снимали с моим партнером.

Также у нас был выбор — либо размещать серверы в облаке, либо поднять свой сервер, закупить железо и хранить все у себя в офисе. Мы выбрали второй вариант, потому что, посчитав, поняли, что он окупится за три месяца. Соответственно эти серверы проработали у нас несколько лет и «отбили» себя 5-10 раз.

Если говорить про российский бизнес в целом, то, мне кажется, что до кризисных времен было принято думать о том, как заработать, а о расходах никто особо не переживал. Сейчас тренд пошел в обратную сторону, и мы видим, что многие ИТ-решения позволяют снизить расходы на документы, на оптимизацию работы с сотрудниками. При этом внедрение ИТ-решений позволяет не только экономить, но и зарабатывать. Как пример: в рамках нашей студии КОСТУДИЯ.ОРГ мы сделали решение для розничных сетей, которое дает возможность не только регистрировать абонентов в облаке, избавляясь от огромного количества ненужного документооборота, но и в рамках приложения обслуживать клиента, уменьшать очередь и быстрее продавать в отделении или в салоне связи. Это решение также позволяет узнать о клиенте больше и повышает лояльность клиентов к определенному бренду.

А какая самая большая проблема, с которой вы сталкивались? В том числе как разработчики приложений и стартапов?

Сейчас в России «золотое» время для стартапов, для того, чтобы запускать новые компании. На рынке присутствует довольно много фондов, которые активно инвестируют в проекты на посевной и средней стадиях. Яркий пример — ФРИ, наш первый инвестор. Также хочу отметить, что конкуренция практически отсутствует, и во многих нишах просто не хватает компетенций и рабочих рук, которые могут поставлять решения для бизнеса.

Что самое важное для успеха стартапа?

Для успеха стартапа на начальной стадии нужны две вещи. В любом бизнесе с развитием будут появляться проблемы, которых вы не ждете, так вот: нужно продолжать двигаться вперед, сохранять спокойствие и понимать, что первые полгода-год будет очень тяжело. Вторая важная вещь — искать, кому нужно ваше решение. Обычно стартап меняется три-пять раз от первой задумки, первой идеи до того момента, как он доходит до реализации и первых денег. И нужно нормально к этому относиться. Никто с первого раза не попадает в цель. К успеху нужно идти от неудачи к неудаче, сохраняя энтузиазм.

Что для вас лично значит бизнес и личное дело? Почему вы сделали такой выбор, а не, скажем, пошли работать менеджером в крупную технологическую компанию?

После окончания вуза передо мной встал выбор — пойти работать в крупную компанию, заниматься какими-то интересными проектами в рамках корпоративной структуры или открыть свое дело. Я решил, что предпринимательство интереснее, потому что оно развивает тебя лично.

А на чем в бизнесе нельзя экономить?

Несмотря на то что наш стартап про экономию, могу выделить вещи, на которых экономить нельзя. Прежде всего это развитие сотрудников. И еще момент — аналитика. Принятие решений должно быть основано на метриках, показателях, то есть развивать продукт по наитию можно только на первых порах. Дальше должны быть четкие решения, тесты, метрики и тому подобные инструменты, в которые нужно вкладываться.

Сейчас стартапы конкурируют между собой скоростью проверки гипотез, проведения тестов, а не кодом или дизайном. Потому что тот, кто может быстрее анализировать свою аудиторию, кто находит «хаки», как увеличить трафик органически, тот и выигрывает.

Какие стартапы сегодня в тренде?

Если говорить про стартапы в области мобильных приложений, я считаю, что сейчас наиболее актуальны два типа приложений: первый — это приложения, которые меняют что-то в офлайне (хороший пример — это Gett или Uber, которые изменили то, как мы вызываем и пользуемся такси); второй — это мобильные приложения, которые имеют в своем ДНК вирусный эффект.

При этом 90% приложений — это мертвые приложения, которые никто не скачивает, они просто висят в App Store, корпорации тратят огромные средства на их продвижение, цена одной загрузки стала стоить несколько долларов. Выживают только те приложения, которыми пользователи активно делятся между собой, которые могут развиваться за счет «сарафанного радио». Пять лет назад это были социальные сети, несколько лет назад это были мессенджеры, сейчас такой эффект получают приложения, которые позволяют своим пользователям делать что-то фановое и веселое. Приложения, которые работают в один клик.

Дайте совет, с чего начать предпринимателям в ИТ-сфере?

Для тех, кто только начинает входить в ИТ-бизнес и хочет развиваться в нем, я бы посоветовал смотреть сразу на три-пять лет вперед, что будет актуально в будущем. Я считаю, что в ближайшее время будут актуальными решения на основе нейросетей и искусственного интеллекта в области безопасности, то есть анализ различных видеопотоков, и решения для медицины. В качестве примера можно привести отечественную разработку «ВижнЛабс», это решение, которое по видеозаписям в банках позволяет распознать мошенников и не выдавать кредиты таким людям. Это экономит огромные средства финансовым компаниям. В медицине это огромный спектр решений, которые позволяют найти какие-то отклонения и заболевания заранее, по костным факторам и на основе анализа больших данных.

Игорь Ласьков

Генеральный директор ООО «Стройкомфорт»

Снижать расходы и, в то же время, постоянно расширять число клиентов, позволит современная CRM-система и другие решения мобильного оператора.

Расшифровка интервью

Как вы пришли в этот бизнес?

Все началось не так давно, в 2012 году я переехал жить в Москву и пробовал себя в разных ипостасях. Я попал в одну организацию, которая занималась строительством, и прошел весь путь от самых низов — от менеджера компании до линейного руководителя. Так зародился мой бизнес. Таким образом, я прошел длинный путь, посмотрел, как это работает, смог организовать фирму сам и смог этим делом руководить.

Почему вы вообще решили уйти из наемных сотрудников и стать предпринимателем?

Наемный сотрудник часто бывает недооценен. Тот потенциал, ту энергию, которую он вкладывает, она не всегда остается замеченной. При этом, когда работаешь на кого-то, выполняешь поручения какого-то руководителя, которые на самом деле не всегда верны. Менеджеру, плотно взаимодействующему с клиентами, виднее, как все должно быть устроено. Мнение же руководящих людей иногда с реалиями не совпадает. Так и получилось, что мне стало удобнее работать на себя и тем самым повысить качество того продукта, который я продаю.

Кто для вас бизнес-партнер?

Это тот человек, который радеет за свое дело, который качественно выполняют свою работу. С такими людьми хочется продолжать работать.

Что для вас важно в работе?

Важно оставаться профессионалом, при этом всегда поднимать планку, не оставаться на одном уровне, а расти.

Важны ли в бизнесе люди?

Однозначно важны, причем важны проверенные люди, с которыми у тебя уже состоялся контакт, которые находятся с тобой на одной волне и преследуют те же цели.

Как привлечь клиента?

Хорошей работой.

Какие актуальные задачи сегодня для себя вы ставите?

Саморазвитие и развитие компании. Мы каждый день пытаемся сделать что-то новое и применить это в работе. Рынок переполнен, конкуренция высокая. Люди, которые работают над собой и развитием своей компании, обычно приходят к успеху.

Как вы развиваете свой бизнес?

Мы занимаемся постоянным мониторингом российских и западных компаний, смотрим на опыт партнеров и конкурентов, изучаем практики и внедряем новые технологии у себя. Мир развивается, не стоит на месте. Мы стараемся следовать этой тенденции.

В чем секрет бизнес-успеха?

Не жалеть себя. Идти к намеченной цели, несмотря ни на что.

Кто сегодня выигрывает?

Не только сегодня, но и всегда выигрывают целеустремленные люди, которые качественно делают свою работу.

Есть ли у вас какой-нибудь полезный лайфхак, как малому бизнесу можно снизить расходы?

Да. Какое-то время назад я понял, что работа с бумагой, куда записываешь клиентскую информацию, устарела. Работа с файлами в «Эксель» тоже не приносит желаемых результатов. Так мы пришли к современным решениям мобильного оператора, которые позволили нам в конечном результате заметно снизить расходы компании. Мы подключили ряд онлайн-услуг, которые помогают развивать отношения с клиентами и повышают эффективность взаимодействия внутри компании. Речь идет об CRM-системе для ведения клиентов, которая дает возможность оперативно отвечать на все вопросы и запросы наших клиентов и тем самым помогает не заблудиться в своем бизнесе, не потерять заказы и качественно делать свою работу. Внутренние инструменты, например «Облачная АТС», платформа «Мобильное предприятие» от «Билайн Бизнес» дают возможность более эффективной коммуникации между сотрудниками — маршрутизировать звонки, работать в том числе в удаленном формате и т.д. Также они позволяют мне ставить задачи и контролировать их выполнение.

А какая получилась экономия?

Посчитать ее можно следующим образом. Если я поговорил с клиентом, записал это куда-то и забыл, я потерял клиента. Когда у меня есть современные технологии, которые позволяют мне не хранить все в голове, я ничего не теряю. Один непотерянный клиент компенсирует все затраты.

Бизнес
от первого лица
Правила
предпринимателя

Александр Попов

Директор EasyFinance.ru

Смотреть

Константин Церазов

Член правления,руководитель инвестиционного блока банка «ФК Открытие»,член совета директоров «Открытия Капитал»

Смотреть

Максим Фельдман

Руководитель направления по работе с клиентами Московской школы управления СКОЛКОВО

Смотреть

Алексей Авдей

Директор по продукту ЦИАН

Смотреть

Сергей Панов

Сооснователь и генеральный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Смотреть

Михаил Жуков

Генеральный директор HeadHunter

Смотреть

Сергей Таболин

Руководитель операционного маркетинга «Билайн» Бизнес

Скоро

Дмитрий Ли

Директор по маркетингу бизнес-сегмента «Билайн»

Скоро

Павел Чаплинский

Основатель BOX&ROSES

Смотреть

Дмитрий Шлопак

Управляющий партнер «Везендорф групп»

Смотреть

Андрей Замай

Генеральный директор компании «Первая Интеллектуальная Реклама»

Смотреть

Илья Смирнов

IT-директор компании «Ай Ти Ви групп»

Смотреть

Ольга Шеламова

Совладелец компании «Олимп»

Смотреть

Андрей Сильчев

Директор по развитию IT Partner

Смотреть

Дмитрий Шкловер

Основатель интернет-магазина 613bricks.ru

Скоро

Кирилл Поряднев

Генеральный директор «Результат Плюс»

Скоро