Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее
Вернуться на главную

Плата за эмоции

Плата за аренду помещения, как правило, занимает значительную долю в расходах компании. Если вы решили, что ваш бизнес не может развиваться без офиса, подумайте, как расположить рабочие места сотрудников, оформить его и какие дополнительные зоны, кроме рабочей, должны в нем быть..

Интернет-гиганты

Топ-менеджеры многих крупных корпораций уверены, что от этого комфортного офиса зависят работоспособность и эмоциональное состояние сотрудников, имидж организации и даже ее финансовые результаты.

Поэтому некоторые современные компании дают сотрудникам возможность не только работать, но и отдыхать. Не зря, например, Google и «Яндекс», известные своими великолепными многофункциональными офисами, получают за них дизайнерские награды. На территории штаб-квартиры Google можно найти кафе, бассейны, фитнес-центр, массажные кабинеты, комнаты для отдыха и игр. В московском же офисе Google каждая комната оформлена в стиле «наших» фильмов и мультфильмов. В зоне отдыха «Лукоморье» сотрудники пьют кофе под зеленым дубом.

Офис «Яндекса» в Москве производит яркое впечатление еще снаружи — при входе стоят две статуи причудливо раскрашенных сказочных лошадей. Внутри же для сотрудников создана практически домашняя атмосфера, стоят комнатные растения. В здании «ABBYY Россия» сотрудники могут рисовать на стенах, лежать в гамаке, заниматься на тренажерах, играть в настольные игры. Офис социальной сети «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге и вовсе напоминает кальянную. К тому же у работников есть возможность подниматься по винтовой лестнице на крышу здания и любоваться Северной столицей.

Марсель Миннахмедов

интернет-предприниматель, сооснователь сервиса автоматизации объявления «Авито»

Сегодня далеко не всем нужен офис, так как есть сферы бизнеса, где весь процесс работы с клиентом происходит в интернете. Что касается товарного бизнеса — той сферы, которой я занимаюсь, мы можем снимать офис, но он нужен только для хранения товаров и для логиста, который будет их упаковывать.

«Удаленка» или коворкинг?

Если вы уже убедились, что вашей компании нужен офлайн-офис, подумайте о том, как максимально сократить расходы. Так, например, перевод части сотрудников на удаленную работу помогает сэкономить затраты на обслуживание офиса и оплату труда. Ведь, работая из дома, многие люди готовы получать более низкую зарплату, чем в среднем по рынку, — например, студенты, мамы с детьми и другие работники. По результатам исследования Аналитического центра НАФИ, 22% опрошенных руководителей компаний перевели сотрудников на «удаленку». Действительно, если собственники и руководство довольны финансовым результатом, а поток клиентов растет, то какая разница, где, например, пишутся тексты и делаются макеты?

А что делать, если без помещения не обойтись, но и сэкономить хочется? Бизнесмены могут воспользоваться услугами коворкинг-центров — больших залов со столами и стульями, в которых можно арендовать рабочие места. Такие центры нужны для проведения встреч с клиентами и партнерами, а также для работы сотрудников, с которыми вам нужно постоянно взаимодействовать. Приведем реальный пример: коворкинг по сравнению с офисом, располагавшимся в той же части города, позволил команде из 15 человек экономить более 1,5 млн рублей в год.

Евгений Пермяков

руководитель сети коворкингов STARTHUB на «Флаконе»

Качественное помещение довольно сложно найти. Да и расходы на аренду офиса велики. Помимо арендной ставки возникают эксплуатационные расходы, траты на интернет, уборку, воду, принтер и множество других накладных нюансов. Как следствие, стоимость становится сопоставимой, а зачастую намного выше аренды рабочих мест в коворкинге. У нас же бизнес получает готовое для старта рабочее место и всю необходимую инфраструктуру (переговорные комнаты, помещение для приема пищи, зону отдыха).

Михаил Комаров

основатель и генеральный директор сети коворкингов «Рабочая Станция»

Коворкинги очень подходят для компаний малого и среднего бизнеса. Приобретаете нужное число рабочих мест на месяц и начинаете работать. Сегодня, а не через месяц. В условиях высоких скоростей и конкуренции это бывает важно. А если штат увеличивается или, наоборот, сокращается, в следующем месяце вы просто изменяете число оплачиваемых рабочих мест. Стартовая цена аренды офиса по квадратным метрам может казаться ниже, чем аренда коворкинга по рабочим местам. Но добавьте сюда то, что в коворкинге включено в стоимость: интернет, IT-сопровождение, клининг, ресепшен, «расходники», и аналогичный по уровню отделки и расположению офис окажется дороже.

Офис Шредингера

Еще один экономичный тип офиса — виртуальный. Это даже не офис, а создание впечатления того, что он есть. Бизнес-центры могут предоставлять офисным «арендаторам» почтовый адрес для корреспонденции и переговорные комнаты. Виртуальный офис — отличное антикризисное решение: не нужно искать реальное помещение, тратить деньги на его аренду, ремонт, технику. Кроме того, можно сформировать команду суперпрофессионалов и не зависеть от местонахождения сотрудников. Организация виртуального офиса подойдет фирмам, бизнес которых не слишком зависит от присутствия сотрудников на местах. Это, например, консалтинговые, аудиторские компании, рекламные агентства.

Но помните, что совсем отказаться от помещения не всегда удается: интернет-магазину нужен склад, а с клиентами и сотрудниками необходимо где-то встречаться. Компромиссное решение — «полувиртуальный» офис. Его штат можно сократить до координатора (секретаря, офис-менеджера), а остальным функциональным сотрудникам — бухгалтерам, юристам, специалистам по маркетингу, связям с общественностью и даже топ-менеджерам — перейти на дистанционную работу.

Марсель Миннахмедов

интернет-предприниматель, сооснователь сервиса автоматизации объявления «Авито»

Виртуальный офис — это офис, где вообще нет ничего лишнего. У нас, например, офис очень маленький, офис-склад порядка 22 квадратных метров, где сидят три-четыре человека. Вообще я вижу, что у многих людей уже отсутствует понимание разграничения сотрудников и руководителей. Виртуальные примеры есть и в крупном бизнесе. Например, Олег Тиньков, который развивает банк, не имея офиса в офлайне. Есть офис в Москве, куда они никого не пускают, кроме сотрудников, и только в коридоре можно забрать карточку и встретиться с представителем.

В основе любого бизнеса вне зависимости от его местонахождения — коммуникации, связь, интернет. Сотрудникам нужно общаться между собой, с клиентами и контрагентами, проводить совещания, участвовать в мероприятиях. Для взаимодействия внутри компании понадобятся IP-телефония, внутренний чат между сотрудниками, CRM-система. Но самое главное — всегда быть на связи с клиентами и партнерами.

Илья Смирнов

Илья Смирнов

IT-директор компании «Ай Ти Ви групп»

Смотреть Смотреть

Например, с помощью услуг от «Билайн» Бизнес можно быстро и экономно организовать:

  • телефонию в облаке. Облачная АТС позволяет снизить затраты на телефонию в два раза, при этом она полностью заменяет функционал привычной стационарной телефонии. Клиенты всегда могут вам дозвониться;
  • управляемый wi-fi — нужная опция. Она будет полезна главным образом сервисным компаниям — гостиницам, кафе, магазинам. Подключайте «Управляемый wi-fi» от «Билайн» и предоставляйте wi-fi-доступ своим клиентам. Посетители отелей, кафе, ресторанов, салонов красоты и развлекательных мероприятий получат доступ в интернет, где бы они ни были, даже в автомобиле или на пароходе.

Виртуальный офис подходит для малого и среднего бизнеса, даже если он со временем перерастет в крупный. Его основное преимущество — возможность сосредоточиться на бизнесе, оставив ИТ- и коммуникационные составляющие в руках профессионалов. Еще одним плюсом «облачной» работы является возможность расширения бизнеса без масштабных инвестиций в телекоммуникационную базу.

Как начать свое дело в России
Финансы на инновации: нетривиальный путь к деньгам
Как удвоить продажи
За рамками компании
Облачная АТС
Как проверить контрагента
Ваши кадры: дорого или дешево
Интернет для бизнеса
Строим умный офис

Правила предпринимателя

Илья Смирнов

IT-директор компании «Ай Ти Ви групп»

Формат удаленного офиса создает комфортные условия для работы сотрудников, служит дополнительной мотивацией, а также позволяет компании эффективнее управлять расходами.

Игорь Ласьков

Генеральный директор ООО «Стройкомфорт»

Снижать расходы и, в то же время, постоянно расширять число клиентов, позволит современная CRM-система и другие решения мобильного оператора.

Андрей Замай

Генеральный директор компании «Первая Интеллектуальная Реклама»

Найти «голубой океан» можно даже на современном конкурентном рынке. Но выиграть в бизнесе может тот, кто не боится ошибок и учится на них.

Павел Чаплинский

Основатель BOX&ROSES

Создавая компанию, предпринимателю нужно иметь видение, каким бизнес будет через полгода, год, несколько лет, какой будет его команда, какие задачи будут поставлены перед сотрудниками и для чего, вообще, строится этот бизнес.

Дмитрий Шлопак

Управляющий партнер «Везендорф групп»

Социальная бизнес-философия и гарантия возврата вложенных средств — правило, которое позволит приблизить ваш стартап к получению инвестиций.