Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее
Вернуться на главную

«Океаны» бизнеса

Выход на перспективный новый рынок и создание уникального продукта называется стратегией «голубого океана». Его противоположность — «алый океан», то есть чрезвычайно конкурентная среда, в которой новичкам сложно выживать.

Виды океанов

Концепция «океанов» была впервые сформулирована в книге «Стратегия голубого океана» (Blue Ocean Strategy) Чана Кима и Рене Моборна в 2005 году. Это книга о том, как талантливые предприниматели создают прорывные идеи, с помощью которых добиваются значительной прибыли.

Яркие примеры «голубых океанов» — это различные мобильные приложения, игры, покорившие миллионы людей, например, Pokemon Go, сервис для создания аниме-фото Meitu или анонимная социальная сеть Secret. В целом, рынок мобильных приложений оценивается в $80 млрд, и с каждым годом растет еще на десятки миллиардов долларов. «Голубые океаны» встречаются в любой отрасли. Когда-то ими считались прорывные для своего времени платформы для p2p-переводов, сервисы для вызова такси и каршеринга, компании, организующие квесты, и даже сервисы по доставке горячих обедов.

Плюсы новичков

Половина успеха компании зависит от бизнес-стратегии, которую предприниматель выбирает изначально. Не спешите, потратьте столько времени, сколько потребуется — только так вы найдете свой «голубой океан», свободный от акул бизнеса. Главное — не сдаваться: есть ниши, словно созданные для небольших компаний, и, обнаружив их, можно обойти конкурентов, которые в десятки и даже сотни раз крупнее вашей фирмы. Если нужная идея никак не приходит в голову, можно, например, адаптировать какую-либо западную модель для российского рынка или найти людей, уже создавших перспективный новый продукт, и договориться продавать его вместе. Но главное — это создать эффективный канал для размещения информации. Сейчас в ход может идти все, включая «сарафанное радио» и Instagram. В любом случае, необходимо пробовать любые возможные каналы, где может быть ваша аудитория.

Сергей Балоян

предприниматель, основатель парфюм-бутика Flaqon

Главное преимущество малого бизнеса — это мобильность. Скорость принимаемых решений позволяет экспериментировать и с рынками сбыта, и с самими сферами бизнеса. При этом гораздо быстрее «гигантов», хоть и с гораздо меньшими бюджетами. Зачастую сейчас побеждает не самый крупный, а самый быстрый. А еще представители малого бизнеса имеют больше возможностей для ошибок. Нет, это не шутка. В любом бизнесе случаются взлеты и падения. Так вот цена неверного управленческого решения в крупных корпорациях гораздо выше, чем в небольших бизнесах. Скажем, вы приобрели материалы у поставщика, а он вас подвел с качеством. Или вы выпустили партию товара, который не стал востребован на рынке.

Михаил Дашкиев

основатель крупнейшей в России системы образования предпринимателей «Бизнес Молодость»

Плюсы малого бизнеса очевидны. Это гибкость к запросам клиентов, мобильность и отсутствие бюрократии. Кто обычно основывает малый бизнес — тот, кто перерос организацию, Кто хочет больше ответственности. Больше скорости, больше свободы. Как правило, это люди с высокими способностями. Малые команды из сильных людей гораздо быстрее движутся, меняют курс, реагируют на изменения. Они рискуют своими деньгами. У них есть прямой интерес развиваться. Еще одним преимуществом малого бизнеса является возможность индивидуального подхода, который может выражаться как в особенном качестве обслуживания, так и в разработке продуктов. Например, небольшому производству одежды проще развивать пошив одежды на заказ. Такие примеры есть — онлайн-сервис «Рубашка на заказ», который позволяет заказывать рубашки и поло по индивидуальным меркам, «снятым» в интернете.

Основное преимущество малого бизнеса заключается в том, что он оперативно реагирует на изменение потребительских предпочтений. Также они быстрее и эффективнее оптимизируют затраты — им гораздо проще перестроить бизнес-процессы, интегрировав только какое-либо новое решение.

В поисках «голубого океана»

В любом деле важен план действий. С поиском идеи для бизнеса дело обстоит так же. Во-первых, вам нужно изучить альтернативные продукты, выявить их преимущества и, что главнее, недостатки. Так, одни продукты окажутся устаревшими, другие — слишком сложными или, напротив, недостаточно технологичными. Поэтому, если вы не хотите плавать в «алом океане», не предлагайте своим клиентам аналоги. Ваша цель — заинтересовать своим продуктом как можно больше людей, еще не являющихся вашими покупателями. Предложите им новую потребительскую ценность — и они начнут покупать у вас.

Виртуальный хостинг cайтов «Билайн»

Позволяет вам оптимизировать расходы на телекоммуникации и IT с выделенным доступом в интернет, взяв в аренду виртуальный сервер для хранения и обработки информации в облаке.

Подробнее

Помните, что клиент часто выбирает не только между продуктами компаний одного сегмента рынка, но и рассматривает предложения представителей разных отраслей. Вашим «голубым океаном» может стать пространство между рыночными нишами, которое вы займете своим комбинированным решением. Так, например, книжная сеть Barnes & Noble сместила акцент с продажи книг на создание благоприятной обстановки для чтения — в магазинах сети расставили диваны и начали предлагать чай и кофе посетителям.

В России сегодня работает уже достаточно много кафе-кофеен, в которых не нужно что-то покупать, а можно посидеть и поработать в интернете. А всемирно известный Cirque de Soleil — это сочетание всего лучшего от цирка и театра, то есть новый продукт без конкуренции. Аналог из российского бизнеса — фирма Алины Гизатуллиной, оказывающая услугу «бра-фиттинга», проще говоря, подбора белья, а не его продажи или создания всего гардероба.

Во-вторых, вы должны понять, какие характеристики товара важнее всего для потребителя, какие — менее. Так вы определите, чего вашему продукту не хватает, а что можно и вовсе убрать. Сравните различные группы клиентов и объедините их представления о том, что для них ценно. Так вы сможете выйти на новый потребительский сегмент. Пример из книги: компания Canon разработала настольные копировальные аппараты, переключившись с корпоративных клиентов на частных. Кейс от российского бизнеса — Beer Render — компактная автоматическая пивоварня для домашнего использования. Вот один пример — сервис «Квадрим», с помощью которого можно осуществлять дизайнерский ремонт квартир по готовым шаблонам.

Андрей Замай

Андрей Замай

Генеральный директор компании «Первая Интеллектуальная Реклама»

Смотреть Смотреть

Третий шаг — применить так называемую «решетку». Это таблица, матрица, которая поможет вам найти отличия действий вашей фирмы от принятых в отрасли стандартов. Заполняя решетку, изучите принятые принципы создания продуктов и продаж и оцените, нужны ли они вам. Продукту можно добавить ценности, причем не только с помощью функционала, но и эмоциональных характеристик. Забавный российский пример — мобильное приложение «Где шаверма», которое помогает найти кафе, ларьки и бистро с шаурмой. Причем многих из них даже нет в типовых сборниках и базах кафе и ресторанов.

В-четвертых, старайтесь думать о будущем вашего продукта. Прогнозируйте, что произойдет с рынком, когда какая-то технология устареет, а новая — появится. Вы откроете для себя возможности для развития, если определите, что нужно изменить сегодня, чтобы быть готовым к завтрашнему дню. Пример из книги: успех файлообменной сети Napster. Apple разработала легальный, простой и недорогой способ доступа к музыкальным файлам и захватила рынок. Именно этой стратегий руководствовался создатель российского стартапа Journalist — Telegram-бота для создания текстовых онлайн-трансляций.

Главное, помните: ваша задача — «видеть» бизнес целиком. Когда предприниматели создают бизнес-план, они погружаются в море цифр и деталей, а это неизбежно ведет к дрейфу в «алый океан». Картина в целом должна включать: положение компании на рынке, стратегию фирмы, четко выстроенную систему работы с персоналом, факторы, влияющие на конкуренцию в отрасли, приоритеты для инвестиций и стратегически успешные методы развития.

Сергей Балоян

предприниматель, основатель парфюм-бутика Flaqon

Достаточно долгое время на подъеме был рынок биодобавок. Также многие эксперты считают, что будущее за так называемым интернетом вещей. Если же хочется «здесь и сейчас», но при этом нет большого оборотного капитала, можно обратить внимание на рынок трендовых товаров. Их срок жизни как тенденции очень не велик, но за это время интенсивность продаж зашкаливает, при этом рекламировать их не так сложно. Один из инструментов, например, покупка рекламы у лидеров мнений. Если же получится производить такой товар, вообще, отлично.

Как начать свое дело в России
Финансы на инновации: нетривиальный путь к деньгам
Как удвоить продажи
За рамками компании
Облачная АТС
Как проверить контрагента
Ваши кадры: дорого или дешево
Интернет для бизнеса
Строим умный офис