Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее
Вернуться на главнуюСовет

Ваши кадры: дорого или дешево

Непростая экономическая ситуация продолжает влиять на отечественный рынок труда, однако бизнесу уже удалось приспособиться к новым реалиям. Оптимизация штата и повсеместное урезание затрат на кадры прошли, настало время перемен и подбора новых, высокоэффективных специалистов, а также умной экономии на персонале.

Шаг 1. Как правильно экономить на персонале

По оценкам портала Superjob, в 2016 году компании уже не проводили существенного сокращения персонала: всего 3% российских фирм продолжили оптимизацию штата, а годовой прирост числа вакансий только на обозначенном портале составил 47%. Также аналитики изучили ожидаемые тенденции на рынке труда в 2017 году. Так, работодатели продолжили снижать затраты на кадры, но не напрямую. Например, в целях экономии ресурсов процесс подбора персонала практически полностью перешел в онлайн. Увеличилось количество работодателей, которые ищут работников через различные социальные сети, кадровые порталы и специализированные приложения. Также компании экономили на оплате обучения, проезда, заменяя это предоставлением скидок на продукцию в компаниях-партнерах. В некоторых компаниях перестали компенсировать фитнес, снизили набор услуг по ДМС, но, например, предложили воспользоваться специальными ценами на корпоративный фитнес-абонемент со скидкой 20–30%.

По оценкам экспертов, это вполне эффективные инструменты для оптимизации издержек на персонал, и представителям малого и среднего бизнеса можно ими пользоваться.

Теперь перейдем к набору сотрудников и начнем с того, кого можно нанять недорого.

Шаг 2. Ищем недорогих сотрудников

Как говорят кадровики, сейчас отличное время, чтобы нанять профессиональных «продажников» (менеджеров по продажам), специалистов финансового спектра, аналитиков, маркетологов, рекламщиков.

Это те профессии, которые в первую очередь подверглись сокращению в ряде отраслей. Речь идет, например, о банковском секторе, страховых компаниях, автодилерах и других сферах, где деловая активность существенно снизилась в последние 2 года.

2 мин
Тест 7

Знаете ли вы своих сотрудников?

Пройти тест

Со слов представителя банковского сектора, в зоне риска — в первую очередь менеджеры по кредитованию, по работе с документами заемщиков, кредитные андеррайтеры, менеджеры по продажам. Они не нужны в прежних количествах, поскольку кредитование и бизнеса, и частных клиентов снизилось в разы. Бизнес берет кредиты не на развитие, а в основном на погашение долгов. Есть даже случаи, когда компании отказываются от уже одобренных кредитов. А люди часто оформляют кредиты на рефинансирование, а объемы ссуд на телефоны, чайники, диваны и даже авто заметно упали. Так как объемы продаваемых автомобилей в России остаются на низком уровне, нетрудно догадаться, что сокращения прошли и здесь — среди специалистов по продажам автомобилей.

Под масштабные сокращения также попали непрофильные кадры, среди которых водители, курьеры, офис-менеджеры и т. д. Собственно, также неплохой шанс недорого нанять административный персонал.

К слову, некоторые работодатели так и делают, и этим методом можно воспользоваться: сокращая сотрудника на высокооплачиваемой позиции, взять на его место специалиста с рынка, но уже с меньшими запросами по заработной плате. Так как рынок труда переполнен соискателями, выбрать есть из кого. Почти все работодатели грамотно воспользовались моментом и повысили требования по профессиональным качествам сотрудников.

Таким образом, компании могут сократить издержки и сохранить численность персонала практически в неизменном виде, да еще и подкрепить профессиональную команду.

Шаг 3. Определяем ключевых людей

Как это ни странно, но в период сокращения затрат на персонал в целом некоторым сотрудникам, напротив, надо повышать зарплату. Речь идет о ключевых сотрудниках, которые, что называются, «двигают» бизнес, чтобы снизить риск их ухода к конкурентам. Ведь, как известно, именно люди — локомотив для развития малого бизнеса. Люди… и технологии.

Возможно, именно поэтому из открытых источников видно, что доходы выросли у технологичных и высококвалифицированных специалистов с опытом работы.

Лидерами по росту доходов в исследовании, проводимом Superjob, стали следующие вакансии:

  • разработчик Oracle (+21%) с текущим анонсированным доходом 100–120 тыс. рублей,
  • специалисты по валютным операциям (+20%) с доходом 55–70 тыс. рублей,
  • главный конструктор (+19%) с доходом 100–150 тыс. рублей.

Кроме того, среди лидеров по вакансиям: руководители отдела тестирования ПО (+18%), юристы по международному праву (+18%), руководители интернет-проектов (+17%), программисты Java (+14%), юристы по налоговому праву (+13%), программисты PHP (+12%) и системные аналитики (+11%).

Портал Headhunter.ru также регулярно сводит рэнкинги самых высокооплачиваемых вакансий. Среди самых дорогих специалистов на «Хэдхантере» — ИТ-директора, финансовые директора, руководители подразделений по интернет-маркетингу и т. д.

Как говорят рекрутеры, для профессионалов вопрос в уровне заработной платы не стоит. В таких случаях идет оценка вклада сотрудника в компанию, который он внесет.

Шаг 4. Где лучше искать людей

Во-первых, следует изучить внутренние ресурсы компании и «вырастить» людей в бизнесе. Это удобно, потому что таким специалистам не нужно будет входить в курс дела, адаптироваться к обстановке, вникать в специфику. Но, как говорится, есть нюанс: внутренний метод имеет свои ограничения. Зачастую бизнесу нужны свежие мозги, новые силы, а не только, пусть и профессиональные, старые сотрудники, привыкшие к стандартам, устоям и не готовые меняться, даже если этого требует развитие бизнеса.

Во-вторых, можно воспользоваться онлайн-порталами для подбора персонала, печатными изданиями и т. д. Это будет более эффективным вариантам для оперативного заполнения вакансии, для поиска свежих сил, при этом не стоит дорого. Минус этого инструмента — большой поток соискателей, которые вообще не подходят под требования вакансии (они шлют резюме просто так).

Более дорогостоящим для работодателя способом является обращение к услугам кадровых или рекрутинговых агентств. Однако если профессиональные кадровики берутся за дело, они отсекут все лишние обращения и подберут то, что вам надо. Инструмент хорош для управленческих и специфических вакансий. Кроме того, кадровые агентства позволят вам отвлечься от непрофильного занятия и сосредоточиться на бизнес-целях, а не на просмотре резюме.

Также неплохой инструмент поиска сотрудников — ресерч среди выпускников вузов, таких сотрудников можно готовить, что называется, «под себя», под свои бизнес-цели. Зачастую такая стратегия оправданна, и обученный стажер становится не только отличным профи, но и лояльным к компании сотрудником. Но могут быть и обратные истории — вы обучите новичка, а он уйдет к конкурентам.

Также для поиска людей представителям малого бизнеса можно использовать круг своих знакомых и профессиональное сообщество. Специалист по рекомендации, как правило, точно будет обладать опытом, но может думать, что ему позволено больше, чем другим.

Шаг 5. Подводим итог

Рынок труда сегодня — это рынок работодателя, более дорогих сотрудников можно заменить более низкооплачиваемыми, в то же время профессионалов найти по-прежнему не всегда легко, и они могут стоить больших денег.

Сотрудники, которые остались на своих местах после тотальных сокращений, привыкли к растущей нагрузке и осознали, что это есть цена того, что их не сократили.

Штат компаний из сферы малого бизнеса раздуваться не будет, а набор персонала будет более точечным и взвешенным. Такой же подход будет применяться к повышению заработных плат и премий.

КТО НУЖЕН МАЛОМУ БИЗНЕСУ

  • IT-специалисты: мобильные и веб-разработчики, специалисты по кибербезопасности, аналитики Big Data;
  • «продажники» — менеджеры по продажам услуг и высокотехнологичных продуктов;
  • талантливые финансисты и антикризисные менеджеры;
  • аналитики с техническим бэкграундом;
  • специалисты по внутреннему обучению.

КТО НЕ ОЧЕНЬ НУЖЕН МАЛОМУ БИЗНЕСУ

  • бухгалтеры начального уровня (профессия уходит в аутсорсинг);
  • офис-менеджеры, секретари (многие их функции выполняют умные облачные АТС);
  • непрофильные сотрудники — клининг, поддержка компьютеров, ИТ-специалисты начального уровня.

Малые миллионы

Финансы для бизнеса

«Океаны» бизнеса

Инвестиции в эффективность

Плата за эмоции

В погоне за надежностью

Кадры в кризис: увольнять или нет

Машины vs люди