Логотип РБК
Логотип Билайн
Логотип Сколково
совместный проект
«Мобильное предприятие» — это система для эффективного управления компанией и бесплатные виртуальные номера. Подробнее
Вернуться на главнуюСовет

Финансы на инновации:
нетривиальный путь к деньгам

Финансы нужны бизнесу на любой стадии его развития — и на старте, и при успешном росте, и при кризисных падениях спроса, и при внедрении технологий и разработке новых продуктов. В ряде случаев, например, когда речь идет об инновациях, о кредитах говорить не приходится. Сложно доказать применимость испытуемых технологий и успешность проекта. И тогда предприниматели могут поискать финансирование с помощью альтернативных инструментов.

Вариант 1. Краудфандинг. Ищем деньги у широкого круга людей

Краудфандинговые платформы — это сайты, через которые можно собрать деньги с широкого круга людей (инвесторов). Краудфандинг применялся в музыкальном и кинобизнесе, политике, инновационных и других сферах. В качестве шуточного кейса краудфандинга приводят сбор средств на приготовление картофельного салата: в 2014 году американец Зак Браун смог собрать более $55 тыс. на эту цель.

Известные международные платформы — Kickstarter, Indiegogo, RocketHub, PeerBackers, Booomerang и др. Всего в мире насчитывают свыше 600 интернет-платформ краудфандинга и оценивают их совокупные сборы в десятки миллиардов долларов. В России этот способ поиска финансов на бизнес применяется недавно, однако уже накопился определенный опыт.

Так, первой краудфандинговой платформой в нашей стране считается проект Kroogi, запущенный в 2007 году. Из успешно работающих сегодня можно назвать платформы Boomstarter (российский аналог Kickstarter) и Planeta.ru.

Правила участия/сбора денег на той или иной площадке могут отличаться, но в идеале краудфандинг — это не только поиск средств у частных инвесторов, но и некое обязательство перед ними. В обмен на финансирование проекта индивидуальные инвесторы что-то должны получать от предпринимателя — это может быть участие в деле (в дизайне продукта, в тестировании услуги), возможность приобрести продукт на особых условиях и др.

Евгений Гаврилин

сооснователь платформы Boomstarter

Не стоит путать народное финансирование и благотворительность. Краудфандинг — это когда вы даете человеку деньги на идею или проект, получая что-то взамен. Народное финансирование связанно с сопричастностью: когда вам настолько нравится продукт или идея, что вы готовы вкладывать в этот проект — деньги, пиар. При создании любого проекта под народное финансирование нужно сразу задать себе вопрос: что я смогу предложить людям взамен.

Вот свежий пример с Boomstarter: предприниматель Светлана Ефимова из Барнаула производит 7 сортов мягкого сыра, предлагает инвестировать в ее бизнес разные суммы средств (цель — строительство специального помещения для созревания сыров), и в зависимости от размера «взноса» можно купить различные наборы сыров или принять участие в мастер-классе по сыроварению. А если вы инвестируете от 250 тыс. рублей, в вашу честь разработают специальный вид сыра!

Вариант 2. Занять без банка и прочие «крауды»

Краудфандинг — общий термин для всех видов коллективного финансирования, начиная с благотворительных взносов и заканчивая частными инвестициями. Краудинвестинг — один из видов краудфандинга, при котором инвестор дает деньги компании в обмен на акции или долю в капитале. Краудинвестинг часто называют equity crowdfunding, или акционерный краудфандинг. Краудлендинг (известный как P2P lending) — это способ взаимного кредитования, при котором человек или организация может дать деньги взаймы другому человеку или организации при помощи инвестиционной площадки и без участия банка.

В России по модели краудлендинга (если говорить исключительно об инвестициях в бизнес) работает пока несколько инвестиционных площадок: StartTrack, «Альфа-Поток» и «Город Денег». Например, StartTrack ищет компании малого и среднего бизнеса, оценивает по кредитной и венчурной методике, после чего предлагает инвесторам их финансировать. 80% компаний, которые приходят на площадку StartTrack, по разным причинам не проходят отбор аналитического отдела. Но 20% проектов — это как раз тот прибыльный растущий малый бизнес, которому отказал банк из-за отсутствия залога. Именно поэтому они готовы к долговому финансированию под 20–30% годовых или продаже доли.

Вариант 3. Бизнес-благотворительность. Безвозмездная помощь для бизнеса

Это вовсе не шутка! Получить деньги на что-нибудь полезное, в том числе какую-нибудь разработку, новый продукт, технологию, услугу можно с помощью благотворительности. Как это работает: вы предлагаете идею и просите на ее реализацию денег у людей, информируете об идее широкую общественность и ждете результата. От краудфандинга такие проекты отличаются тем, что не требуют никакого возврата инвесторам. Они в прямом смысле этого слова «жертвуют» деньги безвозмездно на вашу идею, в то время как в случае с краудфандингом инвесторы ожидают отдачи — пусть и необязательно финансовой. Хотя отметим, что способы очень сходные по принципу организации.

2 мин
Тест 2

Способны ли вы привлекать инвестиции?

Пройти тест

Бизнес-благотворительность более распространена на Западе. Пример — открытая платформа по управлению электронными книгами Calibre, которая позволяет добавлять оптом книги в библиотеку, создавать архивы, описание, искать и даже редактировать книги.

В России ближе всего по принципу организации работает краудфандинговая платформа Планета. Ру. Именно на этом сайте вы сможете найти социальные проекты и идеи, ориентированные на детей, культуру, образование и т. д. Например, можно найти проекты по сбору средств на оформление детского сада по методике Монтессори, создание театрального пространства, страусиную и ягодные фермы, сыроварню и бизнес по изготовлению скамеек, съемку фильмов, запись музыкальных альбомов и многое другое. Как видим, проекты очень разноплановые и вполне себе бизнесовые, а не только социальные.

Вариант 4. Получить деньги у крупных корпораций

Модный тренд: крупные корпорации, активно проводящие инновационную политику, создают специальные проекты, бизнес-конкурсы, учреждают премии для предпринимателей, которые, участвуя и побеждая в них, могут претендовать и на финансовую поддержку, и на участие в реализации проекта, в том числе в его продвижении с помощью бренда «мамы»-корпорации.

В России, как правило, подобные проекты проводят крупные банки, ориентированные в том числе на работу с малым и средним бизнесом, а также ИТ- и телеком-компании, в основе бизнес-модели которых лежат современные технологии. Например, компания «Вымпелком» («Билайн») в 2015 и 2016 гг. поддерживала международный конкурс инноваций Eurasia Mobile Challenge. Евразийский чемпионат по мобильным разработкам — это этап крупнейшего мирового конкурса Global Mobile Challenge, в рамках которого молодые предприниматели и стартаперы могут предложить концепцию или готовое решение в digital — мобильные финансовые решения, Big Data, облачные и М2 М-решения, а также приложения, направленные на решение социальных проблем.

Вариант 5. Найти венчурного инвестора

Венчурное финансирование — это долгосрочные инвестиции частных инвесторов в различные технологичные и рискованные идеи, проекты, стартапы. С одной стороны, самый желанный способ привлечь финансы, так как в этом случае суммы «поддержки» могут быть очень существенными — несколько десятков миллионов.

Однако венчурных инвесторов не слишком легко убедить, придется защищать многоуровневые бизнес-планы. Кроме того, венчуры в обмен на капитал требуют значительную долю бизнеса.

Критерии выбора у венчурных фондов существенно различаются. Какие-то могут предпочитать стартапы, какие-то — потребительские бизнесы. И правила работы у всех разные, изучите их внимательно, прежде чем направлять свою заявку.

Наиболее известным институциональным венчурным фондом в России является Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — это самый активный венчурный инвестор в России и Европе в соответствии со статистикой Dow Jones. Ежегодно фонд заключает до 100 сделок и занимает 50% рынка венчурных инвестиций на ранних стадиях в России. В портфеле фонда более 260 проектов. Фонд выбирает перспективные проекты в сфере и инвестирует в них от 2 млн рублей, в течение трех месяцев обучая команду и помогая с развитием бизнеса. Объем инвестиций на последующих раундах может достигать 324 млн рублей. Приоритетные индустрии для ФРИИ — телекоммуникации, телемедицина, корпоративное и платформенное ПО, образовательные технологии, Big Data и машинное обучение, информационная безопасность, «интернет вещей», рекламные технологии, медиа, а также различные нишевые продукты и решения.

Комментарий ФРИИ

Мы выбираем проекты по трем принципиально важным критериям, которым должна удовлетворять компания. Первое — должна быть сильная команда с двумя основателями: один отвечает за бизнес, другой за техническую реализацию. Второе — у команды должен быть работающий прототип, который можно показывать клиенту. И третье — у проекта должен быть привлекательный рынок для инвесторов. Проект должен потенциально заработать не менее 300 млн рублей в перспективе ближайших 5 лет.

На стадии pre-seed инвестируем в стартапы 2,1 млн рублей за 7% доли уставного капитала. На этой стадии необходимо проходить программу акселерации. Требования к проектам: продукт должен быть готов к продажам и к тому, что клиент может его использовать, у компании должны быть первые продажи или подтверждение интереса рынка к этому продукту, услуге, сервису. На раунде seed фонд инвестирует до 25 млн рублей в обмен на долю от 2,25% до 40%. На этой стадии инвестируем при условии прохождения акселератора и при достижении конкретных целевых показателей. Требования к проекту — продукт и команда готовы к масштабированию, оборот компании от 500 тысяч рублей в месяц. На Round A ФРИИ инвестирует до 325 млн рублей, берет от 15% до 40% доли в уставном капитале компании. Оборот компании на этой стадии должен составлять от 12 млн руб. в месяц.

Вариант 6. Кто такие бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы отличаются от венчурных инвесторов преимущественно тем, что выбирают совсем уж рискованные идеи. Рискуют и могут выиграть много или проиграть все. Условия их финансирования — также возврат вложений и существенная доля в капитале (50% в среднем). Плюс ко всему, так как ангелы вкладывают свои деньги, а не институциональные, они могут требовать больше и чаще.

Бизнес-ангелы — это, как правило, опытные и даже легендарные бизнесмены, заинтересованные в помощи «подрастающим». При этом они хотят не только делиться деньгами, но и опытом.

Самые известные российские бизнес-ангелы:

  • Игорь Мацанюк — Proberry, Woodla, MyWardrobe;
  • Игорь Рябенький (фонд Altair) — проекты SocialMart, SailPlay, Alloka, HiConvertion и др.;
  • Александр Румянцев — 11 различных проектов, связанных с экологией и финансовыми технологиями;
  • Александр Айвазов — проекты «МартМания»;
  • Александр Бородич (FutureLabs) — проекты MyWishBoard, WishCoins;
  • Алексей Басов — проекты Pruffi, Habrahabr, Roem, Firrma;
  • Виктор Полехин — проекты Printio.ru, «Кнопка жизни», Eduson.tv и др.;
  • Андрей Головин — проекты Russian Story, Promo.ru, «Киноплекс»;
  • Эдуард Фияксель — проекты не разглашаются;
  • Михаил Паулкин — проекты RuTube, Minutta;
  • Игорь Ашманов — проекты Wada!, Роем.ру, «Фильтр «Ремпаро», Аяяй.ру;
  • Павел Черкашин — проекты фотоприложение «Минутта», «Вэббанкир» и AdWired.

Вариант 7. Бизнес-инкубаторы. Содействие бизнесу

Бизнес-инкубаторы — структуры, организации поддержки предпринимателей на стадии запуска и начального развития. Их цель — содействие успешному запуску и ускоренному росту предпринимателей, они оказывают экспертные услуги (бухучет, юридические вопросы, образование), организуют тематические выставки и форумы, продвигают своих подопечных, а также помогают найти выходы на венчуры и бизнес-ангелов. Известные российские бизнес-инкубаторы: APIMoscow, бизнес-инкубатор СКОЛКОВО, бизнес-инкубатор ВШЭ, бизнес-инкубатор Казанского ИТ-парка, бизнес-акселератор Start Hub и др.

Вариант 8. Монетизировать сайт

Если бизнес связан с интернетом и мобильными технологиями, неплохим вариантом привлечения денег может стать непосредственно монетизация сайта компании, например, за счет предоставления пространства на сайте для размещения баннеров/рекламы или за счет платной подписки на ваш онлайн-сервис.

Константин Бочарский

основатель сервиса для журналистов и компаний Pressfeed

Pressfeed я создал и запустил сам, в одиночку. Сам занимался программированием, сам общался с первыми пользователями, давал интервью СМИ и общался с первыми потенциальными инвесторами. В мире стартапов это называется «бутстрапить» — запустить проект самостоятельно, «на свои».

Выход нашего сервиса на рынок вызвал большой резонанс и большой интерес. Помню «твит» Гайдара Магданурова, директора по инвестициям фонда Runa Capital, где он говорил, мол, стартаперы, берите пример: журналист научился программировать и сделал сервис, который решал понятную ему проблему. Новость о запуске Pressfeed разошлась в Facebook, как лесной пожар, и ее отметили многие авторитетные представители российского инвестсообщества. Я получил сразу несколько заинтересованных предложений и от игроков PR-рынка. Но продолжал «бутстрапить». В день запуска у «Прессфида» новый пользователь регистрировался каждые 5 секунд. Можно было просто досчитать до пяти, нажать F5 — и счетчик пользователей обновлялся.

Я покинул «Секрет Фирмы» и продолжал один заниматься проектом, пока в сутках не кончились часы. Этот период можно считать «семейным финансированием». Но вскоре стало ясно, что Pressfeed нужна команда, а чтобы запустить монетизацию, требуется сделать кучу работы. И вот под эту «кучу» я и привлек финансирование. Мы договорились с Инной Алексеевой, владельцем одного из крупнейших российских PR-агентств PR Partner, подготовили и запустили монетизацию проекта — запустили платную подписку на дополнительные функции сервиса — и сейчас работаем с выручкой, достаточной для развития. Периодически я получаю вопросы о том, не требуются ли нам инвестиции. У нас есть планы, для которых, возможно, они могут потребоваться. Как будем готовы, посмотрим, насколько легко будет превратить этот интерес в сделку. Я постоянно изучаю российский и западный венчурный рынок, отмечаю для себя интересные фонды, государственные и региональные программы, образовательные программы и конкурсы стартапов. Весь этот кипучий котел производит сильное впечатление, но наша практика в этой сфере оказалась довольно простой и описываемой просто здравым смыслом.

Вариант 9. Присоединиться к сильным мира сего

Начать заведомо успешный бизнес можно, выступив агентом/партнером крупной компании, раскрученного сервиса и т. д. Затем можно развивать свое собственное дело на базе такого партнерства. Например, вы можете продавать услуги «Билайн» Бизнес получать за это комиссию. «Билайн» Бизнес предлагает широкий выбор услуг, сервисов и опций для корпоративных клиентов разных размеров и из разных сфер. Например, предлагая облачную АТС «Билайн» Бизнес, вы можете развивать собственные услуги настройки, дописать свои программные модули к ней и работать уже как полноценный консультант по востребованным сегодня облачным сервисам.

Резюме

Таким образом, для современного предпринимателя открывается широкий спектр инструментов финансирования. Даже если его идея очень смелая, даже если планируется стартап, варианты найти денежные средства на его развитие есть. Главное — составить четкий бизнес-план реализации идеи или развития бизнеса.

Если ваше дело имеет социальный или общественный характер, смело обращайтесь к услугам краудфандинговых платформ или бизнес-благотворительности. Если ваш бизнес связан с различными мобильными, онлайн-разработками, эффективнее всего попытать счастья в бизнес-инкубаторах, у бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Но не забывайте — они попросят взамен долю в вашей компании. Неплохой вариант также — выиграть грант или премию какой-нибудь крупной корпорации.

Малые миллионы

Финансы для бизнеса

«Океаны» бизнеса

Инвестиции в эффективность

Плата за эмоции

В погоне за надежностью

Кадры в кризис: увольнять или нет

Связь для бизнеса

Машины vs люди